Вальдорфская теория ориентирована, в первую очередь, на личность ребенка и пропагандирует свободу творческих возможностей. Последователи Штайнера против раннего интеллектуального развития, ведь сначала важно сформировать эмоциональный мир ребенка, а начинать обучение письму и чтению стоит только в период смены молочных зубок на коренные.

Школ, которые основаны на этой теории достаточно мало, но Вальдорфские детские сады постепенно приживаются в наших странах и с каждым годом их количество растет. И меня это не удивляет, потому что я вижу в подобном воспитании множество положительных моментов.

Атмосфера в таком садике, можно сказать, сказочная. В нем все сделано из природных материалов, практически отсутствуют яркие цвета. В спальне кружатся маленькие ангелочки и эльфы, которые дарят деткам самые сладкие сны.

В группе собраны дети разного возраста: от трех до семи лет. До трех лет более благоприятной обстановкой считается домашняя.

В детском саду малыши легко учатся навыкам самообслуживания, а также рисовать, лепить и так далее, подражая старшим. Каждому ребенку уделяют индивидуальное внимание, к детям обращаются исключительно по именам. При этом воспитатели никогда не кричат на ребят.

В саду сформирован четкий режим, который при этом не заставляет детей делать все строем. Спокойное время сменяется на более активное.

Вальдорфские воспитатели исполняют роль мам, которые занимаются домашним хлопотами. Воспитательница может шить, убирать, готовит и т.д. Таким образом создается пример для подражания. Ребенок может присоединиться к ней, а может остаться играть с другими детьми.

Здесь практически нет обычных игрушек. Все игрушки в саду — самодельные в основном из природного материала: соломенные мобили, некрашеные деревянные игрушки, самодельные куклы, потому что они развивают творческие способности.

Часто в группе можно увидеть домик для самодельных куколок, где находится крошечная деревянная мебель и фарфоровая посуда. А также «магазин», где где находятся шишки, ракушки, желуди, которые в процессе игры превращаются в любой желаемый товар.

В саду можно найти множество различных коряг, пеньков, одеял, платков и т. д., для того, чтобы всячески поощрять проявления детской фантазии.

После окончания времени свободной игры, звучит звон колокольчика и детки оставляют игру и начинают помогать воспитателю готовить еду и убирать. Пища обычно натуральная и готовится она прямо на глазах у детей, чтобы ребенок учился ценить труд. Едят дети за общим столом, предварительно спев благодарственную песню.

Замечено, что дети вальдорфского сада почти не смотрят телевизор, так как предпочитают подвижные ролевые игры, которым здесь уделяется большое внимание. В саду не проводятся специальные учебные занятия, но зато все дети обучаются ручному труду — вышивке, резьбе по дереву, работе на гончарном круге и т. д. На праздники они радуют своих мама и пап чудесными подарками, сделанными своими руками.

Существуют также занятия по рисованию, музыке и театральному искусству. Уроки изобразительного искусства заключаются в том, что малышам дается всего три краски: желтая, красная и синяя, а они, в свою очередь, должны принимать самостоятельные творческие решения, путем их смешивания. Дети никогда не рисуют и не лепят, то, что им сказали, приветствуется только свободное творчество.

Музыкальным занятием является ритмическая игра, в которой сочетаются свободные движения с каким-либо рассказом, стихами, песнями, которые сопровождаются игрой на музыкальном инструменте. Разные инструменты свободно лежат в группе, для того, чтобы каждый желающий мог попробовать на них поиграть.

В вальдорфском саду очень часто высаживают маленький огород и иногда заводят козочку или овечку, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

На прогулке воспитатели учат детей наслаждаться красотой природы, а в хорошую погоду, по возможности, отправляются в лес.

Согласно вальдорфской теории, чем чаще говорить ребенку «нет», тем меньший вес это слово имеет для ребенка.

Существую лишь три причины запрета или отказа:

  • нанесение вреда ему самому;
  • действия могут причинить вред другому,
  • вероятность порчи каких-либо вещей.

В остальных же случаях нужно стараться поощрять инициативу ребенка.

Вот такой волшебный детский сад. Как по мне, теория очень мудрая и имеет право на существование. Но все же я придерживаюсь мнения, что интеллектуальное развитие в раннем возрасте также необходимо нашим детям, ведь в раннем возрасте гораздо проще легко и ненавязчиво научить ребенка основам чтения, математики и т.д.