Раннее развитие детей давно уже перестало быть делом одних только педагогов, родители с успехом практикуют разные методики обучения со своими малышами, начиная с раннего возраста.

Во многих педагогических изданиях обсуждаются достоинства и недостатки разнообразных методик, и наиболее неоднозначные мнения высказывают на счет методики Глена Домана.

В сороковые годы ХХ века молодой врач-нейрохирург Глен Доман разработал систему реабилитации детей с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы. При помощи наглядных материалов он пытался стимулировать клетки головного мозга, не пораженного болезнью. Чтобы дети фиксировали взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая количество точек и интенсивность занятий. Метод оказался эффективным. Спустя месяцы занятий с детьми больные начинали двигаться, говорить. Благодаря этой методике, умственно отсталые дети догоняли в своем интеллектуальном развитии своих здоровых сверстников и даже раньше смогли научиться читать, писать, считать и выполнять сложные гимнастические упражнения. Успех этой методики был настолько велик, что ее начали применять в обучении здоровых детей. В своем открытии Доман доказал, что мозг растет и развивается только тогда, когда он работает. И чем интенсивнее будет эта работа в первые годы жизни малыша, тем лучше разовьется его интеллект. Ведь мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на активное развитие, а после трех лет это развитие заметно замедляется, поэтому необходимо дать ребенку как можно больше знаний именно в первые три года жизни ребенка, чтобы заложить прочный фундамент для дальнейшего развития.

Смотреть карточки Глена Домана в интернет магазине

После знакомства с методикой Глена Домана нередко люди начинают задаваться вопросом: «Что это: бесценный подарок или потерянное детство?» Глен Доман был директором Института реализации человеческого потенциала, известного также под названием «Институт идеального ребенка», расположенного неподалеку от Филадельфии в США. Согласно теории Домана, ребенок может научиться чему угодно, главное начать обучение прямо с рождения. То, что взрослые выучивают ценой огромных усилий, дети осваивают играючи. Степень детской любознательности очень высока, дети готовы поглощать любую информацию практически без ограничений и с огромной скоростью благодаря необычайной пластичности головного мозга, на это опирается Доман в своей методике. В 1963 году была опубликована книга Глена Домана «Как научить ребенка читать», и в соответствии с методом, описанным в этой книге, ребенка с периода младенчества необходимо окружать карточками с написанными на них словами и целыми предложениями. Как считает Доман, благодаря своей великолепной зрительной памяти, малыши буквально «фотографируют» и усваивают информацию, которую им преподносят. И каждый ребенок, по его мнению, может стать вундеркиндом, а родители могут дать своему ребенку энциклопедические знания. Для этого необходимо только 30 секунд времени и огромное желание родителей вести своего кроху дорогой знаний.

Обучение по методу Глена Домана при помощи карточек выглядит примерно так: ребенку показывают карточки определенного стандартного размера, на которых написаны слова. Каждую карточку ребенок видит непродолжительное количество времени, чтобы она успела ему надоесть. От слов можно постепенно переходить к словосочетаниям и предложениям. Программа постепенно усложняется, описываются те или иные исторические события или рассказывается о каком-либо растении или животном. В итоге количество переходит в качество и ребенок, сам того не замечая, начинает постепенно читать. Это только теория, но на практике эта методика требует значительной адаптации для русского языка, поскольку вначале она разрабатывалась для английского языка и не учитывала особенностей русской грамматики, например, здесь не учитывалось изменение окончаний в разных падежах. Если малыш может прочесть слова: «мама», «книга», «читает», то такое предложение как «мама читает книгу», вызовет у ребенка трудности.

Разрабатывая систему обучения счету, Глен Доман основывался на том, что дети воспринимают все точки, находящиеся в поле их зрения. Сначала ребенок понимает количество, а потом и порядок. Дальше происходит знакомство ребенка с уравнениями и различными действиями.

Наименьший спор вызывают карточки, с помощью которых ребенок знакомится с окружающим миром. Они представляют собой картинки с изображением предметов, распределенных на разделы по биологии, географии, истории, музыки, искусству, анатомии, общих знаний и литературы. Например, если речь идет о биологии, на карточках изображены птицы, растения, животные, рыбы и деревья. Каждую карточку нужно показывать в течение 1-2 секунды, при этом надо четко и ясно называть то, что изображено на картинке. В день необходимо делать несколько показов по 10 карточек, каждый раз добавляя новые карточки и убирая отработанные. После того, как ребенку было показано около тысячи карточек, начинают повторный показ. Программа постепенно усложняется, и показ таких карточек сопровождается рассказами о каких-либо фактах, описываются те или иные исторические события или рассказывается о каком-либо растении или животном, например, где обитает та или иная птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода.

Гораздо более эффективным будет обучение ребенка, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, которые каким-либо образом встречаются в вашей повседневной жизни, в сказках, в песнях. Например, на карточках могут быть изображены продукты питания: овощи, фрукты, или растения и животные, которые можно увидеть в местности, где вы живете. Это могут быть также карточки с изображением разнообразных действий, выполняемых персонажами, например, ребенок идет, сидит, бежит, читает, кушает, плавает, улыбается, спит. Очень хорошо расширяют кругозор ребенка карточки с изображением профессий: врач, учитель, продавец, маляр, рыбак, клоун, шофер.

Противники этой методики говорят об излишней интеллектуализации детства и о нереальности выполнения всех этих программ обычной мамой, на «помешанной» на раннем развитии. Глен Доман считал, что это беспроигрышная игра, в которой всегда выигрывают родители, как бы плохо они в нее не играли. Если даже очень плохо учить ребенка осваивать энциклопедические знания, это все равно лучше, чем совсем ничего не делать.