Развитие речи ребенка пяти летХарактеристика развития речи детей 5 – 6 лет

На данном этапе речевого развития  дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако в речи детей еще можно встретить отдельные недостатки произношения:

  • Не всегда четко произносятся шипящие звуки.
  • Звук Р заменяется звуком Л или Й.
  • Звук Л заменяется звуком ЛЬ.
  • В словах со сложной фонетической структурой наблюдается неустойчивое употребление ранее сформированных звуков.

Развитие словаря детей 5-6 лет

  • Дети употребляют прилагательные,  обозначающие признаки предметов.
  • Употребляют наречия, характеризующие отношения людей к труду.
  • Употребляют точно по смыслу слова со сходным значением, с обобщающим значением части речи.

 

Развитие грамматического строя речи детей 5-6 лет

  • Количество употребляемых простых распространенных и сложных предложений возрастает.
  • Оформляя фразу, ребенок использует такие  основные части речи как: существительные, прилагательные и глаголы.
  • Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными.

Полезные статьи:

-  книги для детей: какие книги читать детям.

-  закаливание солнцем: полезные рекомендации по сохранению здоровья ребенка и взрослых.

Развитие связной речи детей 5-6 лет

  • Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Развивается умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения.
  • Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете.

Советы родителям по развитию речи детей шестого года жизни:

- посещайте вместе с ребенком театры, выставки, ездите на экскурсии. Обязательно спрашивайте мнение ребенка по увиденному, пусть он поделится с вами впечатлением,  задавайте вопросы, рассказывайте сами о том или ином событии.

- читайте ребенку художественные книги, сказки, поучительные рассказы. После прочтения побеседуйте с ребенком, задайте вопросы по прочитанному, спросите мнение ребенка, как он поступил бы в той или иной ситуации. Объясните значение непонятных, новых слов ребенку.

- попросите пересказать рассказ. Следите за последовательностью и логичностью рассказа.  

- Попросите ребенка составить рассказ по 1 - 3 сюжетным картинкам (конспект занятия подробно расписан в статье "Развитие речи детей 6-7 лет"(ссылку смотрите ниже)).

- играйте с ребенком в игры по развитию словаря, например в такие как: каких домашних/диких животных ты знаешь? Назови какую ты знаешь летнюю/зимнюю одежду и т.д. Играть с ребенком можно по принципу игры "съедобное-несъедобное".

Игры на развитие речи ребенка 5-6 лет:

Игры на развитие речи детей 5-6 лет

1. Взрослый называет ряд существительных слов, среди которых ребенок определяет и называет лишнее и объясняет почему оно лишнее:

Кукла, мяч, песок, ведро, юла.

Шкаф, диван, стол, кресло, ковер.

Яблоко, абрикос, помидор, слива, груша.

Олень, свинья, корова, лошадь, баран.

Фасоль, василек, тюльпан, мак, роза.

2. Взрослый называет ряд прилагательных слов, среди которых ребенок определяет и называет лишнее и объясняет почему: 

Печальный, грустный, глубокий, унылый.

Звонкий, отважный, храбрый, смелый.

Красный, зеленый, желтый, сильный.

3. Скажи чем отличаются предметы?

Стакан и чашка; груша и яблоко; миска-тарелка; тыква-помидор; свитер-кофта; собака-волк и т.д.

4. Назови, что общее у двух предметов:

Огурца и помидора (овощи); тюльпана и ромашки (цветы); собаки - слона (животные); свиньи - коровы (домашние животные); кузнечика  - бабочки (насекомые). Часто дети начинают перечислять общие признаки предметов (например: у тюльпана и ромашки есть стебель, листья, корень и т.д. взрослый не должен прерывать резко ребенка, а должен подвести ребенка к обобщающему слову, попросив ребенка назвать все одном словом).

5. Назови, что общего у трех предметов:

Шар-солнце-мяч; ваза-чашка-тарелка; крокодил-трава-лист.

Интересные статьи: