Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ребенок воруетРебенок ворует. Почему? Всплеск воровства (клептомании) отмечается у детей в возрасте 5-6 и 10-12 лет. И только от родителей зависит, будет ли ребенок брать чужое в дальнейшем.

Почему ребенок ворует? Как отучить ребенка воровать?

Для начала выясним, какие причины могут подтолкнуть ребенка к воровству.

1.      «Мы не учили ребенка воровать…»

Вернувшись из магазина, мама часто говорит: «Взяла сегодня кусочек сыра».  Учитывая тот факт, что у  маленького ребенка конкретное мышление, он  слово «Взяла» поймет буквально. А так как родители для ребенка авторитет раз «Взяла» - значит МОЖНО!

Папа, вернувшись с работы, приносит бумагу и говорит ребенку: «Вот, Саша, я принес тебе бумагу, рисуй». Ребенок знает, что на работе ничего не покупают, а значит, берут сами. Так у ребенка постепенно формируется представление, что взять, то, что хочется – это нормально. Так что же родители тогда хотят от ребенка после этого. Всему этому они сами научили ребенка.

2.      «У него же все есть!»

Не правы те родители, которые утверждают, что у их ребенка «все есть».  На самом деле есть множество мелочей, так нужных ребенку для сиюминутного счастья, которые родители дать не могут. Но, если мама утверждает, что у Саши есть все, значит, так и ДОЛЖНО БЫТЬ. Если чего - то нет, или мама не покупает, значит, думает ребенок, надо достать самому, чтобы действительно «БЫЛО ВСЕ». Если ребенок достаточно самостоятелен, он может решиться на восстановление справедливости» и без родителей.

Есть и другой вариант хода детской мысли. В случае, если ребенок упрям и несколько озлоблен он может рассуждать так: «Я это очень хочу. Я просил, но мне не купили. Пеняйте на себя,  теперь я возьму сам!». Эгоизм – вот сила, которая движет ребенком в этом случае.  По «криминальности» эгоизм как движущая сила стоит на первом месте.

3.      У ребенка размыта граница «свое-чужое»

Подросток 13 лет украл из кармана школьного друга некую сумму. Себе самому объясняет кражу так: «Я коплю на телефон. Димка копит на компьютер. На компьютер нужно намного больше денег, он вряд ли накопит, да и родители у него обеспеченнее, чем мои, они ему и так купят. А мне надо совсем немного, поэтому я возьму у него и куплю себе телефон».

Подростком, укравшим деньги,  движет огромное желание и одновременно шаткая граница «свое-чужое».  Подобный мотив воровства сформирован в одном известном стишке: «Если от много взять немножко – это не кража, а просто дележка!»

Кроме мотивов существуют еще и конкретные поводы, побуждающие ребенка украсть из родительского кошелька.

4.      Халатное отношение к деньгам в семье

В обеспеченной семье никто из взрослых деньги  особо не считает, они всегда доступны. У ребенка всегда есть карманные деньги. Но случается такое, что деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по неким причинам невозможно (их нет дома или поссорился). Ребенок оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, так зачем же спрашивать.

5.      Скупость родителей

Важно, чтобы ребенок знал, почему нельзя порой получить то, что очень хочется. Если на вопрос ребенка «Можно..?» взрослые отвечают «Нельзя!», то он тут же начинает искать ответ на вопрос: «Почему нельзя?»  И бессознательно найдет тот, который для него будет наиболее выгоден. Например, решит, что родители могут дать ему деньги, но не хотят.

Или другой вариант хода мысли: «Они не понимают, как мне это необходимо! Они никогда меня не понимают.  Придется самому искать выход, возможность.

А вот если бы родители объяснили, ответили ребенку, почему «нельзя», возможно, ничего бы и не произошло.

6.      Протест ребенка против авторитарности родителей

На просьбу Саши дать немного денег, папа спрашивает: «На что конкретно нужны деньги?». Саше очень не хочется говорить.  Тогда папа строго говорит: «Тебе не нужны карманные деньги, все, что тебе нужно мы тебе купим сами!».  Родителям и в голову прийти не может, что Саша, возможно, копит на подарок маме. Родители сами того не замечая тормозят взросление ребенка, лишая его самостоятельности. Виной всему недопонимание в семье, неправильно выбранный и применяемый стиль воспитания ребенка, и, главное, отсутствие доверия между ребенком и родителями.

7.      Ложное восстановление ребенком справедливости

Десятилетняя девочка говорит: «Ходили с мамой в магазин, там были вкусные, дорогие конфеты. Я, вслед за мамой, возмущалась их дороговизной.  Однажды мама дала мне денег только на одну конфету. Протягиваю деньги продавцу и говорю «Одну». Она: «Возьми сама», и отвернулась. Ну, у меня рука сама две взяла… Иду обратно и думаю: «Так вам и надо, нечего так дорого продавать!».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

1.      Услышав от кого-нибудь со стороны, что ваш ребенок, что – то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если ребенок находится рядом.  Строго, но вежливо пообещайте во всем разобраться. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией.

Предположим, что ребенок ни в чем не виноват, его обвинили ошибочно, а вы обрушите на него весь свой гнев.  Или наоборот, если ребенок действительно взял чужую вещь или деньги, а вы будете рьяно его защищать. На лицо урок двойной морали… Следовательно, чтобы не наломать дров, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и  холодную рассудительность.

2.      Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся. Расспросите свидетелей. Например, если жертвой стал одноклассник вашего ребенка, не торопитесь бежать к его родителям, сначала побеседуйте с классным руководителем пострадавшего.

3.      Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите ребенку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на ребенка. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал. Дайте ему на обдумывание пару дней.  Если он действительно виновен и считает себя таковым, то это время станет для него нелегким испытанием.  Ну, а если ваш ребенок ни в чем не виноват, он очень скоро сам прояснит ситуацию.

4.      Забудьте фразу: «Мне некогда, подойди попозже!».  Это касается не только данного случая. Ребенка нужно выслушивать именно в тот момент, когда он готов открыть вам душу.  Разговаривая с ребенком, не занимайте позицию судьи. Самый оптимальный тон для разговора – заинтересованное участие. Ребенку намного легче сделать признание, если он не чувствует со стороны родителей агрессивности. Но не переусердствуйте! В вашем голосе должно звучать сочувствие и понимание, а не одобрение.

5.      Если ребенок взял чужое «просто так».  В этом случае в большей степени виноваты сами родители. Ребенок не уяснил границы дозволенного. Попробуйте проанализировать и вместе с ребенком разобрать ситуацию. Рассуждайте от обратного: «Предположим, что кто-то возьмет твою вещь, украдет ее. Что ты почувствуешь?». Дети младшего и среднего возрастов, пожалев себя, легко могут пожалеть и другого.   Подростки же более эгоистичны. Их убедить может  логичность рассуждения.

6.      Если ребенок украл сознательно. Это наиболее сложный случай. Раз ребенок пошел на воровство сознательно, значит, у него отсутствуют четкие нравственные установки, ориентиры, но зато имеется чувство глубокой внутренней неудовлетворенности.  Разбираться придется долго, по каждой позиции, объясняя, что воровство – это не просто неприличный поступок, но и уголовно наказуемое деяние.

7.      Наказание должно быть неминуемо.  Речь здесь идет не о порке и всевозможных лишениях, а о публичном раскаянии и принесении извинений пострадавшему, так как именно это является самым страшным наказанием для воришки и в следующий раз он подумает, прежде чем совершить очередное преступление.  Раскаяться воришка должен в вашем присутствии, либо в присутствии учителя, приятелей.  Чувство стыда, которое испытает ребенок, будет намного эффективнее нотаций и ремня.

8.      Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса.  Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что – это поступок признать открыто себя виноватым. Если кража, которую совершил ребенок, была сознательной, расскажите ему, будто читали в газете, либо видели по телевизору репортаж о мальчике, который не смог найти в себе силы и  вовремя признаться и так запутался в своих ошибках, что… Продолжение истории будет зависеть от впечатлительности вашего ребенка.

 
Copyright © 2011-2016 Детский сад №30 "Сосенка".
Go to top