Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дети и компьютер - как ограничить время нахождения детей за компьютером

Почему мы поощряем бесконтрольное пользование детей компьютером? Странный вопрос. Родители, учителя, эксперты в СМИ вроде бы единодушны в обратном: «Время детей за компьютером надо контролировать. Время у компьютера - ответственность взрослых!» В реальности же мы всё чаще видим родителя беспомощно разводящего руками: «Они теперь другие, с рождения компьютерные, с малых лет компьютер и дети неразлучны, ничего не могу сделать, не слышит и не слушается, врёт. Как объяснить и доказать, что прав - не знаю!»

И в тот момент, когда мы сдаём позиции, признавая свою беспомощность перед детьми, мы незаметно передаём им власть в семье, признавая их право решать, как жить и что делать. Здесь власть в семье - фактически награда за бесконтрольное пользование компьютером. Естественное желание подростка стать главным, свободным, ценимым помогает развиваться, достигать, преодолевать. И оно же - страшная ловушка, если рядом с подростком нет взрослого, объясняющего, что на самом деле ценно, а что не стоит так жарко отстаивать, тратя силы.

Всё, о чем мы сейчас говорим, было в семье и до появления компьютера. Беспомощные крики родителей «Они другие! Я не справляюсь!» слышны со времён Древней Греции. То музыка, то курение, то друзья и улица вместо дома и школы круглые сутки. Крайняя степень - алкоголь, наркотики тоже была.

Компьютер, собравший так много в одном  информация, развлечения, иллюзия общения, эффект присутствия везде, где пожелаешь, возможность спрятаться за придуманный образ и, наконец, уйти из реальной жизни без алкоголя и наркотиков просто и легко, высветил, как прожектор, проблему современной семьи: мы не очень знаем, а чаще просто не знаем, как воспитывать подростка!

Почему подростки предпочитают компьютер живому общению?

Компьютер и дети-подростки как общаться с подростками

Семья более или менее справляется с младшим школьником: ещё сильна полная эмоциональная и даже физическая зависимость от взрослого. Каким бы ни был взрослый, ребёнок знает - без него не справишься, он сильнее. Когда подросток заканчивает школу, ситуация похожая: по отношению ко взрослой жизни, институту, репетиторам или будущей работе родители опять сильнее, и 16-17-летние вынуждены слушаться или хотя бы прислушиваться. Обратите внимание - и в том, и в другом случае главный в семье - ребёнок. От того, как его устроить в школу, в институт или на работу, зависит социальный статус родителей. Их ребёнок хорошо учится - они хорошие родители, поступил успешно в вуз или на престижную работу - успешная семья! Складывается впечатление, что в нашем сегодняшнем мире подростковый возраст детей - скрытые каникулы семьи и школы.

В далёком прошлом взросление начиналось рано. После 9-10 лет у бедняков дети уже работали наравне со старшими. В обеспеченных семьях у детей тоже было достаточно обязанностей: их вводили во взрослый круг общения (балы, охоты, кадетские корпуса, лицеи и институты для девочек), где взрослые общались с подростками, оценивали их поведение, хвалили за достижения. Общество во всех своих слоях поддерживало негласное соревнование подростков за право быть оценённым и признанным. Признание взрослых усиливало позиции подростка среди сверстников, а ведь для подростка вес в кругу своих - важная и болезненная тема. Если наш родительский голос не звучит в повседневной жизни детей, если мы в ней почти не участвуем, то единственный отборщик ценностей - референтная (на которую равняешься) группа сверстников.

А где всего слышнее её голос сегодня? Ответ ясен - в компьютере. Там общение со своими, там то, что интересно, а главное - если ты в компьютере, ты свой. Ты говоришь на нашем языке!

Компьютер-ловушка не только для наших детей, но и для нас - усталых, раздражённых, вечно занятых.

Интересные статьи:

ЗАВИСИМОСТЬ: Что вызывает зависимость. Причины, факторы зависимости. Почему одни люди становятся зависимыми, а другие нет подробно читайте ЗДЕСЬ.

ПОВЕДЕНИЕ: Что в большей степени определяет поведение человека воспитание или природа? Воспитание или природа способствует появлению агрессии и жестокости у детей и взрослых? Читайте ЗДЕСЬ.

Как наладить общение с "компьютерными" детьми-подростками

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ для родителей в борьбе за своего подросшего ребёнка: если вы на глазах у подростка весь вечер сидите за компьютером в чате или играете в глубоко интеллектуальные игры, постарайтесь не лукавить, что вы имеете право отдохнуть, потому что сделали все дела, в отличие от некоторых, скажите честно: компьютер затянул, и ничего хорошего тут нет. Учитесь в общении с подростком сохранять позицию живого эмоционального наставника. Серьёзный тренер понадобится ближе к 17 годам. Поделитесь собственной тревогой о том, что компьютер так затягивает, что время исчезает незаметно. Покажите пример, как взрослый вытаскивает себя из этого плена, для того чтобы услышать собственного ребёнка, найти с ним контакт, посмеяться и погрустить вместе.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ. Не превращайтесь рядом с компьютером, в котором завис ребёнок, в карающую или ноющую фигуру. Ситуация сплошь и рядом такова - при виде детей за компьютером родитель автоматически включает привычный текст:

«Ты опять! Когда, наконец... Вырублю! Отберу! Тебе больше ничего в жизни не надо...Ты бы вспомнил, что в школе тройки-двойки, посуда не мыта, сутулишься и глаза красные!» Это гневная фигура. «Я больше не могу, у меня сил нет, ты обо мне не думаешь! Я не знаю, что говорить учителям (бабушке, твоему отцу, врачу, репетитору). Хотя бы для меня, раз на себя тебе наплевать, да и на своё будущее тоже, - брось свой компьютер!»

Это, как вы догадались, фигура ноющая. Увы, узнать в них себя, когда в семье подросток, нетрудно. Но трудно представить 9-10 лет, а то и 13-летнего человека, радостно выключающего компьютер, чтобы наконец-то поговорить с родителями. Очень важно в общении с подростком быть хоть немного интереснее железного ящика! Не давить и ныть, а предлагать альтернативу компьютерам. Когда мы видим зациклившихся на своём наших взрослых друзей, мы же не кричим и не плачем, а стараемся поговорить о чём-то живом. Попробуйте это со своим ребёнком. Пусть, вынырнув из виртуального компьютерного мира, он увидит вашу улыбку, почувствует эмоциональный контакт, войдет во вкус полученной от вас информации.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ. Компьютер детям не враг, а хорошая общая игрушка. Можно поделиться полученным оттуда знанием, выслушать мнение и постепенно сделать это общей игрой, в которой ведёт взрослый. Ведёт не обязательно технически (13-летние дети легко дают нам фору), а делясь своим мнением, своими интересами, ценностями, поддерживая и помогая.

Компьютер - серьезный ВЫЗОВ нам, взрослым, чтобы начать что-то делать. Реку времени не остановить, но плыть по ней легче рука об руку со своими детьми. Это нужно и им  чтобы взять от нас необходимое, и нам - чтобы передать именно то, что считаем нужным мы. Посмотрите, как легко абсолютно «компьютерные» дети меняют своего «железного друга на экстремальные ПОХОДЫ, на приключения под руководством взрослых. Они соревнуются на глазах у взрослых, повышая свой социальный вес для сверстников. Как всегда и было. У подростка есть отчётливая потребность в серьёзной игре рядом со взрослым. И это подготовленное самой природой человека место для нас, родителей.

Интересные статьи:

Как заставить ребенка читать: Об эффективных способах приучения ребенка к чтению читайте ЗДЕСЬ.

Ребенок ворует: Почему ребенок ворует? Как отучить ребенка воровать? Читайте ЗДЕСЬ.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, игнорирование, соперничество и приспособление ЗДЕСЬ.

 
Copyright © 2011-2016 Детский сад №30 "Сосенка".
Go to top