Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как помочь подростку адаптироваться, подготовиться к взрослой жизни, приобрести положительный опыт для дальнейшего развития? Одни родители пытаются понять, другие сломать подростка.

Человеческая жизнь складывается из этапов, каждому из которых присущи определенные черты. Взрослея, человек меняется, совершенствуясь в физиологическом и психологическом аспекте. Общепризнанно, что наиболее сложным периодом в жизни человека является подростковый возраст, который соответствует 12-15 годам. Физиологи определили понятие адаптации, как способности организма преодолевать внутренние и внешние воздействия на него путем устранения или приспособления к ним. Психологи перенесли это понятие в свою область и появилось определение социальной или социально- психологической адаптации, как преодоление воздействий социума на личность человека. Посмотрим, что из себя представляет социальная адаптация подростков и >воспитание в современном мире.

Выделяют три типа социальной адаптации:

  • адаптация личности путем преодоления или устранения проблемной ситуации, в частности, конфликтной;
  • адаптация путем ухода от проблемной ситуации;
  • адаптация путем приспособления к ситуации, т.е. проблема остается не решенной.

Ясно, что только в первом случае подросток способен при сохранении психологического здоровья получить положительный опыт и развиваться дальше. Два остальных ведут либо в тупик в социальном развитии, либо к проблемам с психическим здоровьем человека. Психологи изучают проблему, дают определения, разрабатывают методики; педагоги ведут обучение и проводят тренинги; родители пытаются “понять” ребенка либо сломать его, а подростковые преступления и другие отклонения неуклонно растут.

К 12- ти годам у ребенка начинает проявляться социальная активность, он вступает в фазу взаимодействия приобретенных до этого правил и поведенческих норм, почерпнутых от родителей, преподавателей, книг и других источников, и конкретных реалий жизни. И здесь получается нестыковочка; оказывается быть “правильным” и не быть “белой вороной” не получится. Подростковая среда, т.е. сверстники, принимают другие ценности, отличные от, казалось бы, незыблемых норм поведения. Зачастую отпетые негодяи принимаются с восторгом, как романтические герои. Гипертрофированное восприятие действительности обусловлено  правилами двойных стандартов, принятыми в обществе. Происходит смена авторитета педагога на авторитет среды, сверстников. Начинает доминировать стремление к риску и нарушению законов и обычаев. Подросток начинает отрицать типовой социальный опыт, стремится к индивидуализации. Решать проблему нужно, как говорится, всем миром, вопрос деликатный и требует комплексного подхода.

Конечно же, не все так безнадежно: родители и школа должны внимательно отнестись к проблеме, своим примером и знаниями помочь подростку подготовиться ко взрослой жизни. Знать о проблеме и иметь желание ее решить- это уже пол- дела. Главное, не допустить отдаления подростка от взрослых, быть готовым всегда прийти на помощь.

 
Copyright © 2011-2016 Детский сад №30 "Сосенка".
Go to top