Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Безусловное принятие - залог хороших отношений с ребенком.  Безусловное принятие – это значит любить ребенка просто за то, что он есть, а не за то, что он послушный, умный, красивый, способный.

Научившись, принимать ребенка таким, какой он есть, вы поможете ему развиваться психологически. В противном случае у ребенка появятся отклонения в поведении, эмоциональные проблемы вплоть до нервно-психических заболеваний.

Что значит принимать ребенка?

От родителей часто можно услышать в адрес ребенка фразы: «Если ты будешь хорошей девочкой (мальчиком) я буду тебя любить». «Я не буду тебя любить, пока ты плохо себя ведешь, дерешься, плохо учишься». «Я не буду тебя любить, если не будешь меня слушаться, помогать по дому». «Ты плохой сын (дочь), как же ты мне надоел, лучше бы тебя вовсе не было» т.п.

{module [57]}

Следует знать, что подобные фразы ребенок воспринимает буквально. Они сообщают ребенку  о том, что его будут любить или любят «только, если…», т.е. его принимают условно.

Ошибочно мнение родителей, что главными средствами воспитания являются наказания и поощрения.

Думаю, сейчас вы возмутитесь: «А за что любить ребенка?  За непослушание, драчливость, неуважение к старшим, капризность, лень? Нет, я буду любить своего ребенка, только если он…».

Чем чаще вы раздражаетесь на ребенка, критикуете, одергиваете его, тем быстрее он приходит к выводу: «Меня не любят». Ребенок не слышит ваши доводы типа: «Это ради твоей же пользы», «Я же забочусь о тебе». Ребенок воспринимает не слова, а тон, и если он сердитый, строгий, резкий, то вывод всегда один: «Меня не принимают, не любят». В последствие  ребенок ощущает себя несчастливым, плохим, «не таким».

Следующий пример нам ярко показывает, во что развивается «комплекс непринятия» по мере взросления детей. Вот отрывок из письма пятнадцатилетней девочки.

«Я ненавижу субботу и воскресенье. В эти дни мама меня постоянно ругает, раздражается на меня. В течение недели это не так заметно, потому что мы видимся только вечером. Ругает она меня заслуженно, но, в тоже время,  мне очень обидно, я начинаю злиться и грубить ей в ответ. Мы с ней постоянно ссоримся. Мне это очень надоело, я устала от такой обстановки. Я чувствую себя несчастной, ненужной. Если бы она вместо того, чтобы орать нормально, спокойно разговаривала  со мной, я бы ее лучше поняла. Ссор было бы гораздо меньше.

Чем больше вы ругаете ребенка, тем хуже он становится. Почему? Потому что воспитание ребенка – это не дрессура и не вырабатывание у него условных рефлексов.

Нормальное развитие ребенка осуществляется только через удовлетворение одной из фундаментальной человеческой потребности - потребности в любви (нужности другому).

Как удовлетворить потребность ребенка в любви?

Удовлетворение потребности в любви происходит через сообщение ребенку о том, что он вам нужен, важен, дорог. Такие сообщения содержаться в ласковых прикосновениях, приветливом взгляде, словах: «Я рада тебя видеть», «Ты мне дорог», «Как хорошо, что ты у нас есть, «Как хорошо, когда мы вместе…».

Психологи рекомендуют обнимать ребенка несколько раз в день. Взрослым также рекомендуется обнимать друг друга. Для хорошего самочувствия и настроения необходимо не менее четырех объятий в день!

Ребенку объятия нужны как воздух, как пища, растущему организму. Нежные объятия помогают ребенку гармонично психологически развиваться, а также предупреждают возникновение нервно-психических заболеваний.

Вопросы родителей:

«Если я принимаю ребенка таким, какой он есть, значит ли это, что я никогда не должна на него сердиться?»

Отвечаю. Нет, не значит. Скрывать, а тем более копить свои негативные чувства, обиды ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. И об этом мы поговорим позже. А пока хочу обратить ваше внимание на следующие правила:

- Выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка можно, а выражать недовольство ребенком в целом нельзя.

- Осуждать действия ребенка можно, а вот его чувства нельзя, какими бы «непозволительными» или нежелательными они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть причины.

- Недовольство действиями ребенка ни в коем случае не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в чувство непринятия его.

Детское автокресло - выбор автокресла в соответствии с возрастной группой, характеристика автокресел, установка и типы креплений. Питание детей: рацион, что полезно, что вредно - о рациональном полноценном питании ребенка. Дети до года: ведущие линии развития - о помесячном нервно-психическом, речевом развитии ребенка, об образовательных потребностях и воспитательных воздействиях. 

Как улучшить взаимоотношения с ребенком?

Чтобы улучшить взаимоотношения с ребенком, начните с себя. У взрослых больше знаний, больше жизненного опыта, способности контролировать себя.

Родители конечно тоже нуждаются в помощи и советах. Эту помощь вы будете получать на страницах наших статей.

Какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это?

  1. Одна из главных причин – это настрой на «воспитание». Вот типичное возмущение одной мамы: «Как же я буду его обнимать, если он еще не сделал уроки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его избалую». Последствия этих убеждений очевидны - мама встает на путь постоянных критических замечаний, требований, напоминаний. Ребенок реагирует всевозможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков – старая проблема, то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, адекватных «педагогических соображений» попадает в заколдованный круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов. Где же кроется ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них. Что и как для этого делать, мы обсудим позже в следующих статьях.
  2. О другой причине эмоционального непринятия, отталкивания ребенка родители порой и не подозревают. Некоторые ее осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос. Например, ребенок появился на свет незапланированным. Родители его не хотели, не ждали. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка. Часто оказывается похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у нее глухую неприязнь.
  3. Одна из причин эмоционального отталкивания ребенка может скрываться за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Например, стремление компенсировать свои  не осуществившиеся мечты и жизненные неудачи, или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю незаменимость, необходимость.

В таких случаях родители сами нуждаются в помощи психолога. Но все-таки первый шаг необходимо сделать самим. Для начала определите причину эмоционального непринятия ребенка. Определив, приступайте к выполнению заданий, приведенных ниже.

Задание первое

Цель – определить имеются ли у вас проблемы в общении с ребенком, имеется ли у вас скрытая неприязнь к ребенку. Для этого в течение трех дней подсчитайте, сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (одобрением, радостным приветствием, поддержкой), а сколько – с отрицательными (замечанием, упреком, критикой). Если количество отрицательных обращений перевешивает либо равно числу положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе

Цель – научиться принимать ребенка таким, какой он есть.

Закройте глаза и представьте себе, что вы встречаете свою лучшую подругу (друга). Как вы показываете, что вы ему рады, он вам дорог? (Наверняка обнимаете, улыбаетесь, целуете). А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье

Цель – установить эмоционально близкие отношения с ребенком.

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день. Объятия помогают избавиться от эмоционального напряжения, плохого настроения. Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.

Выполняя задания, обратите внимание на реакцию ребенка и свои собственные чувства.

 
Copyright © 2011-2016 Детский сад №30 "Сосенка".
Go to top