У детей до года оценка ведущих функциональных линий развития проводится конкретно по каждой линии развития. На первом году жизни у детей идет стремительное развитие нервной системы. Завышенные  или заниженные требования, предъявляемые ребенку, не оптимизируют его развитие. Своевременно выявленное  отставание в развитии  конкретных функциональных областей у ребенка, помогает грамотно спланировать систему коррекционно-педагогических работ, оказать психолого-педагогическую помощь.

В статье помесячно расписаны показатели нервно-психического развития, образовательные потребности детей,  особенности уровня психомоторного и речевого развития, воспитательные воздействия.

Ребенок к концу 1-го месяца:

Анализ зрения – ребенок фиксирует взгляд на ярком неподвижном предмете и на лице говорящего с ним.

Анализ слуха – прислушивается к звукам игрушки, голосу.

Эмоции – первая улыбка в ответ на разговор.

Общие движения – лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову в вертикальном положении.

Движения руки – не развиты.

Активная речь - не развита.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – отсутствуют.

Воспитательные воздействия – кладите ребенка на живот, показывайте яркие игрушки, больше общайтесь с ребенком.

{module [57]}

Ребенку 2 месяца

Анализ зрения – длительно следит глазами за движущимся предметом в руках взрослого.

Анализ слуха – прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого; источник звука ищет поворотом головы.

Эмоции – быстро отвечает улыбкой на разговор, реагирует на интонацию.

Общие движения – приподнимает голову лежа на животе, непродолжительно удерживает ее.

Движения руки – сжата в кулак.

Активная речь – гортанные звуки.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – отсутствуют.

Воспитательные воздействия – больше общайтесь с ребенком, подходите к нему с разных сторон, подвешивайте игрушку на расстоянии вытянутой руки.

Ребенку 3 месяца

Анализ зрения – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и налице говорящего с ним, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

Анализ слуха – поворачивает голову в сторону голоса взрослого.

Эмоции – комплексное оживление – радостное движение рук и ног.

Общие движения – лежа на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается чуть согнутыми ногами о твердую поверхность. Находясь в вертикальном положении удерживает голову.

Движения руки – случайно наталкивается рукой на подвешанные игрушки.

Активная речь – гуление.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – отсутствуют.

Воспитательные воздействия – эмоциональное общение с ребенком, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой.

Ребенку 4 месяца

Анализ зрения – узнает мать.

Анализ слуха – поворачивает голову в сторону источника звука. Ищет глазами и находит невидимый источник звука.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – поворачивается со спины на живот, опирается согнутыми ногами в твердую поверхность.

Движения руки – рассматривает и захватывает низко висящую игрушку.

Активная речь – гуление.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – во время кормления поддерживает грудь матери или бутылку.

Воспитательные воздействия – эмоционально разговаривать с ребенком лицо в лицо, глядя в глаза, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой, развитие активной речи.

Читайте также: что делать если ребенок кусается;   игры на развитие речевого дыхания;   попустительский стиль воспитания

Ребенку 5 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – узнает голос матери, близких людей. Способен различать интонацию (ласковую, строгую) обращенной к нему речи.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется. По-разному может отреагировать на лицо знакомого и незнакомого человека.

Общие движения – долго лежит на животе с высоко поднятой головой, опираясь на ладони выпрямленных рук; умеет переворачиваться со спины на живот.

Движения руки – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее.

Активная речь – подолгу певуче гулит.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – при кормлении поддерживает грудь матери или бутылку.

Воспитательные воздействия – учите ребенка ползать, давайте игрушку из разных положений, давайте ложку, можно начинать приучать к горшку.

Ребенку 6 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает его.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – поворачивается с живота на спину, садится, передвигается, подползает.

Движения руки – перекладывает в руках игрушку, берет ее из разных положений, играет с ней.

Активная речь – произносит отдельные слоги, лепечет.

Понимаемая речь – не развита.

Навыки – ест с ложки, снимая пищу губами.

Воспитательные воздействия – показывайте предмет и спрашивайте где? Играя с предметом, разговаривайте с ребенком. Поите из чашки, кормите из ложки. Давайте играть ребенку звучащие игрушки.

Ребенку 7 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – хорошо ползает в различных направлениях.

Движения руки – стучит игрушкой, размахивает ею, бросает ее.

Активная речь – лепет, повторно произносит слоги.

Понимаемая речь – на вопрос где? Находит взглядом предмет, лежащий на постоянном, привычном для него месте по просьбе взрослого.

Навыки – хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Воспитательные воздействия – разучивайте потешки, показывайте 2-3 предмета и спрашивайте где?; показывайте и называйте разные свойства предметов.

Читайте:  ребенок плачет во время кормления;  советы по уходу за новорожденным

Ребенку 8 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется..

Общие движения – самостоятельно садится, сидит, ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Держась за опору самостоятельно переступает.

Движения руки – простое подражание действиям взрослого с предметами. Играет с игрушками (катает, вынимает, кидает и т.д.).

Активная речь – громко, четко и повторно произносит слоги.

Понимаемая речь – на вопрос "где"? находит взглядом 2-3 предмета, лежащих на постоянных, знакомых ему местах.

Навыки – выполняет ранее разученные действия «ладушки», «дай ручку». Сам держит и ест корочку хлеба, сухарь, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Воспитательные воздействия – давайте чашку, стимулируйти развитие активной речи, показывайте различные свойства предметов и их нахождение в различных положениях.

Ребенку 9 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – ходит у опоры, придерживаясь.

Движения руки – совершает действия с предметами, учитывая их свойства.

Активная речь – громко, четко  повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете.

Понимаемая речь – на вопрос "где?" находит предметы независимо от их местонахождения; знает свое имя.

Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.

Воспитательные воздействия – просите у ребенка игрушку, давайте разнообразные предметы.

Ребенку 10 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – ходит у опоры.

Движения руки – самостоятельно и по просьбе взрослых выполняет разученные действия с предметами.

Активная речь – повторяет за взрослым новые  слоги.

Понимаемая речь – по просьбе взрослого «Дай!» находит  и приносит знакомые предметы.

Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.

Воспитательные воздействия – закрепляйте раннее приобретенные навыки, максимально много общайтесь, учите класть кубик на кубик, собирать пирамидку.

Ребенку 11 месяцев

Анализ зрения – различает близких от чужих.

Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – самостоятельно стоит и делает первые шаги.

Движения руки – кладет кубик на кубик, правильно собирает пирамидку (снимает и надевает кольца)  и др.

Активная речь – произносит первые упрощенные слова ("кис-кис", "ав-ав", "мама" и др.).

Понимаемая речь – первые обобщения (мячи, куклы). То есть по просьбе взрослого приносит любую куклу и другие игрушки.

Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.

Воспитательные воздействия – стимулируйте ходьбу, речь, давайте поручения, давайте чашку.

Ребенку 12 месяцев

Анализ зрения – узнает знакомых на фотографиях.

Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.

Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.

Общие движения – ходит самостоятельно, без опоры.

Движения руки – выполняет действия, выученные ранее. Начало сложной игры (например, кормит куклу).

Активная речь – произносит "по-своему" 6-10 облегченных слов; повторяет новые слоги и слова.

Понимаемая речь – понимает без показа названия нескольких предметов, игрушек. Знает имена некоторых детей, взрослых, названия движений и действий. Понимает слово "Нельзя". Выполняет отдельные поручения ("найди", "принеси" и др.).

Навыки – сам пьет из чашки.

Воспитательные воздействия – давайте поручения, активно развивайте речь ребенка.

Читайте:

Развитие речи детей с рождения до 2  лет