Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема экологического воспитания в наши дни стоит весьма остро, прежде всего, из-за экологического кризиса, а возможно и катастрофы, нависшей над человечеством.

Программа экологического воспитания дошкольников включает в себя:

  • воспитание у дошкольников гуманного отношения к миру природы (нравственное воспитание);
  • формирование у детей дошкольного возраста системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие у дошкольников эстетических чувств: умения прочувствовать и видеть красоту природы, восхищаться ею, вызвать стремление защищать и сберегать природу;
  • привлечение дошкольников к работе по уходу за растениями и животными, по защите и охране природы. 

Приоритетным направлением в экологическом воспитании дошкольников должно стать нравственное воспитание. Ибо именно гуманные чувства лежат в основе отношения человека к миру природы окружающего его. 

Критерии осознанного, активного и гуманного отношения к природе:

  • осознанное понимание необходимости заботливого и бережного отношения к природе, основанное на ее практическом и нравственно-эстетическом значении для человека;
  • усвоенные нормы поведения в природном окружении, а так же их соблюдение в быту и практической деятельности;
  • активность по отношению к природе, т.е. проявление заботы и умения оценить действия людей по отношению к миру природы.

Формирование у дошкольников гуманного, бережного отношения к природе основывается на следующем принципе: прежде всего необходимо, чтобы ребенок понял, что природа и человек взаимосвязаны. Заботясь о природе, мы заботимся о человеке, его будущем. Все что наносит вред природе, наносит и вред человеку, следовательно, действия, приводящие к разрушению общего для всех нас Дома, безнравственны.

Как сформировать у дошкольников гуманное отношение к природе?

Детям дошкольного возраста свойственна впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, проявляющиеся в сострадании и сопереживании, которые и помогают детям войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную.

Чувства сопереживания и сострадания определяют действенное отношение детей дошкольного возраста к природе. Данное отношение выражается в готовности ребенка защитить тех, кого обижают, желании проявить заботу о тех, кто в этом нуждается и помощи попавшим в беду (речь естественно идет о растениях, животных, птицах и т.д.).

Активная позиция по отношению к миру природы способствует овладению умениями и навыками по уходу за домашними животными, за комнатными растениями, зимующими птицами и т.д. В последствие умение сочувствовать, сопереживать и сострадать вырабатывает эмоциональное табу на деятельность, причиняющую боль и страдание всему живому.

Важно показать дошкольникам, что они занимают по отношению к природе позицию более сильной стороны и поэтому должны заботиться о ней, беречь. Взрослые должны формировать у детей умение замечать действия сверстников и взрослых людей, давать их действиям соответствующую нравственную оценку и по мере возможностей пресекать их антигуманные и безнравственные действия.

Отсутствие у детей необходимых знаний провоцирует жестокое отношение к природе.

Одним из действенных методов по формированию экологических знаний у дошкольников являются экологические игры. В работе с детьми рекомендуем педагогам использовать следующие дидактические игры: http://sad-sosenka.ru/metodicheskaya-stranichka/razvivayushchie-igry-dlya-detej/155-ekologicheskie-igry-dlya-doshkolnikov 

Воспитание чувств сострадания и сопереживания происходит одновременно с формированием системы доступных детям дошкольного возраста экологических знаний, включающее в себя:

  • представления о животных и растениях как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности животных и растений к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле взаимосвязаны, взаимозависимы и исчезновение одного из звеньев приводит к нарушению биологического равновесия.

Для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе полученные знания необходимо применять на практике. Для этого необходимо создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. В детском саду создать условия для практической деятельности несложно. Это могут быть: уголки живой природы, «Зимний сад», в которых дети принимают активное участие в уходе за животными и растениями.

Создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, похвала воспитателя, расцветший цветок, и т.д.) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Воспитание эстетических чувств у дошкольников является важным условием экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе, так как при формировании осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты у детей укрепляется и поддерживается гуманное отношение к природе.

Однако пробудить и развить эстетическое отношение к природе одним лишь постоянным общением с объектами природы невозможно.

Для этого необходимо постоянно обращать внимание дошкольников на красоту природы, учить наблюдать за поведение животных, птиц, за состоянием растений, получая от этого удовольствие. Необходимо научить детей замечать красоту окружающего мира.

Следует помнить:

Прежде чем учить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, педагогам и родителям необходимо развивать их эмоциональную сферу, так как чувства дошкольников недостаточно глубоки и устойчивы, носят субъективный и избирательный характер.

Задача педагогов и родителей заключается в подведении детей к пониманию того, что каждый из нас в отдельности и все мы вместе в ответе за мир природы, и в силах каждого сохранить и приумножить ее красоту.

Не знаете, что подарить близкому человеку на день рождения или другой знаменательный праздник? Возможно, поделки сделанные своими руками, станут неплохим вариантом. Предлагаем посетить сайт lprisent.ru, где собрано множество идей для рукоделия, а также много другой полезной информации.

 
Copyright © 2011-2016 Детский сад №30 "Сосенка".
Go to top