Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Конспект логопедического занятия
«Осеннее путешествие звука О»

Цель:

1. Уточнить звукопроизношение звука [О].
2. Учить выделять звук[О] из состава слова в ударной позиции.
3. Обучать звуковому анализу ряда гласных звуков.
4. Развивать интонационную выразительность речи
5. Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование. Картина с изображением Осени, символ звука [О], зеркала, схема для анализа артикуляции звука, индивидуальные схемы, «листья», предметные картинки.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

  • Дети входят в зал.

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

В зал входит почтальон Печкин.

  • Что же ты нам принес, Печкин?
  • Я принес вам посылку!
  • Спасибо, Печкина! (дети прощаются с почтальоном). Посылка, но не простая, а золотая, волшебная. Откроем посылку и посмотрим, что же в ней лежит?! Ребята, а посылка с сюрпризом! Послушайте внимательно загадку и вы узнаете кто нам прислал посылку.

Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла?

Подумайте! О каком времени года говориться в загадке. Правильно в этом стихотворении говориться об Осени. Произнесем вместе слово Осень. Какой первый звук в слове осень? Правильно звук [О]. Сегодня мы с вами отправляемся в осеннее путешествие вместе со звук [О].

2. Основная часть.

Ребята! Присядьте на стульчики.
Сегодня на занятии мы познакомимся с звуком О.
Возьмите в руки зеркала.

А) Артикуляционная гимнастика в сопровождении картинок (бегемот, слон, лягушка, рыбка).

Осень подарила нам картинки, посмотрите, кто изображен на картинках:

Бегемот,
Лягушка,
Слон,
Рыбка.

А теперь давайте мы с вами попробуем изобразить, слушайте внимательно мои слова:

  • Открывает бегемот широко огромный рот (картинка бегемота);
  • Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца (картинка лягушки);
  • Подражаю я слону губы хоботом тяну (картинка слона);
  • Открывает рыба рот и не слышу, что поет (картинка рыбки).

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть.

Ребята посмотрите, кто-то с нами играет в прятки, посмотрим? Перед детьми на доске Звуковичок звук [О].

Поиграем с звуком "О",
Пропоем его легко!
Чуть мы губки округляем
И вперед их выдвигаем,
Не мешает ничего
Ветерку со звуком "О" -
Мимо язычка, зубов,
Без усилия, трудов
Восторгается, поет,
Полетать с собой зовет
Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед.) Произнесите звук [О]. Посмотрите на картинку (схема произнесения звука О).
Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произнося звук [О], при произношении звука ладонь лежит на горле.
Дети по схеме анализируют артикуляцию звука [О](рот открыт, губки круглые, дыхание свободное). Делают вывод: Звук [О] гласный. Осень подарила нам стишок, послушайте ребята:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать
Звук мы говорим, а букву пишем. Перед детьми выставляется звук [О], изображаем руками звук.
Ребята, скажите какое настроение бывает у осени:
Дождливое, пасмурное - солнечное, холодное - теплое, грустное - веселое, ветреное, разноцветное. Осень так же может менять свое настроение как и человек.

Б) Психогимнастика (картинки Эмоции).

В нашей замечательной посылке есть еще один сюрприз. Рассмотрите картинки и расскажите, какое настроение изображено:
- Страх, потому что на прогулке детей застал дождь, гроза и гром;
- Удивление, мальчик нашел грибы, очень обрадовался находке;
- Радость, девочка весело бежит по дорожке, погода теплая, солнечная, улыбчивая……….

В) Дыхательная гимнастика:

Ребята подул ветер, листики опадают с деревьев, на небе появились тучи. Какой ветер бывает сильный - тихий, холодный - теплый. Покажите мне свои ладони и представьте, что подул ветер- с начало тихий, а потом сильнее и сильнее. Попробуем подуть, как ветер. Изображаем ветер, сдувание с ладошек, надувание щек.

3. Физминутка «Листопад».

Осень часто дует ветер, листья опадают с деревьев. Ребята как это называется опадение листьев с деревьев– Листопад (хором).
Все лето листики грелись на солнышке, загорали, пожелтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем». А теперь представьте, что мы с вами листики и мы сыграем в игру под названием Листопад.
(Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением.)

Мы – листики осенние.
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились полетели
И на землю снова сели. (Под музыкальное сопровождение.)

4. Игра «Веселая дорожка»:

Ветер затих, тучки исчезли, погода стала без ветреная, тихая, спокойная, солнечная. Но что же осталось после дождя?
- Лужи
- Много луж
Что нужно делать, чтобы не намочить ноги?
-Аккуратно обходить лужи
- Переступать, перепрыгивать
Посмотрите на нашем пути появились волшебные дорожки, но чтобы по ним пройти и не промочить ноги, вы внимательно должны меня слушать. Идете только тогда, когда услышите звук [О], если звук [О] я не произношу стойте на месте.
- Выделение звука [О] из ряда гласных: о, а, у, о…
- Выделение звука [О] из ряда слогов: ох, ам, на, фо,..
- Выделение звука [О] из состава слова: осень, листья, тучи, зонт.
Молодцы ребята! Внимательно слушали, каждый из вас услышал звук [О].

5. Выделение звука [о] из состава слова.

Наше осеннее путешествие продолжается. Посмотрите куда же нас привели волшебные дорожки (картинка огород, картинка ослика):
- Мы пришли в гости к ослику;
- У ослика есть огород;
- На огороде у ослика растет лук, помидоры, тыква;
- Одним словом все называем овощи;
- Чтобы вырастить овощи ослик поливает, полит, овощи;
- Из овощей можно приготовить салат, борщ, картошку жарят, варят, капусту тушат…………………
Ослику нужна помощь, послушайте какая:
Ослик вышел в огород за овощами.
Ослик очень огорчен.
Со звуком [О] он не знаком.
Кто же ослику поможет –
Овощи в ведро положит
Помнить надо вам одно –
Овощи со звуком [О].
Давайте поможем ослику собрать овощи, в названии которых есть звук [О].
(Дети называют овощ - называют какой это овощ, цвет, форму.)
Молодцы! Мы помогли собрать урожай! Ослик благодарит вас за помощь, попрощаемся с осликом.

6. Звуковой анализ.

Ребята, теперь садитесь на стульчики, закройте глаза и послушайте музыку. Теперь откройте глаза, какие звуки вы услышали:
- Пение птиц;
- Шум ветра;
- Шум дождя;
- Шорох падающих листвы.

Осень нам подарила картины. Скажите, какие любимые цвета у Осени:

- Желтый, красный, коричневый, оранжевый, багровый, бордовый;

Как люди одеваются осенью:

- Одевают сапоги, туфли, ботинки;
- Одевают куртки, пальто, шарфы;
- Одевают шапки, платки……..

Какие изменения происходят:

- Идет дождь;
- Дует холодный ветер;
- Опадают листья;
- Падает снег;
- Замерзают лужи;
- Стало холодно;
- Дни короче, а ночи длиннее.

Посмотрите, какие разноцветные, волшебные листья принес осенний ветер, он сорвал их с деревьев. А мы соберем из них букеты. Но эти букеты не простые, а с загадкой. В первый букет соберем листья со звуком [О] в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Получаются букеты из листьев одного цвета. Что происходит с листьями осенью они опадают, как это называется –Листопад.
(На ковре лежат листья трех цветов. На обороте листочка – картинка. На красных листьях – звук [О] в начале слова, на желтых – в середине слова, на зеленых – в конце.)

7. Музыкальный хоровод «Овощи» (под руководством музыкального руководителя)

Есть у нас огород, там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой высоты
Ты морковь поспеши и немного попляши
А потом не зевай и в корзину полезай
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Ты лучок поспеши и немного попляши
А потом не зевай и в корзину полезай
Есть у нас огород, там капуста растет
Ты капуста к нам спеши и немного поспеши
А потом не зевай и в корзину полезай

8. Итог.

Ребята с каким звуком мы с вами познакомились:

- Мы познакомились со звуком [О].

А теперь вместе с нашими гостями сыграем в игру
Есть у нас капуста, большая капуста.
Мы капусту режим режим, мы капусту трем трем
Мы капусту солим солим
Мы капусту мнем мнем.
Ритуал прощания: Дети берутся за руки и говорят: «Мы молодцы!»
Осень на прощание вам ребята приготовила подарок.

Поблагодарим наших гостей за внимание и скажем до свидания!

Автор логопедического занятия: Ожогина Ирина Владимировна, учитель – логопед МБДОУ "Детский сад №16", Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий.

Материалы сайта: http://dohcolonoc.ru/  

 
Copyright © 2011-2016 Детский сад №30 "Сосенка".
Go to top