Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: «На полянке» (насекомые)

2 год обучения, подготовительная логопедическая группа

Коррекционно-образовательные задачи:

– расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего слова «насекомые»;
– уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»:
существительные: насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, божья коровка, муравей, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо;
глаголы: ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать;
прилагательные: пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный;
– совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов; употребление предлогов: на, в, по, под, над, с);
– совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, навыков чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

– развитие связной речи (совершенствование навыка пересказа литературного текста с опорой на предметные картинки);
– развитие длительного плавного выдоха;
– развитие слухового внимания;
– развитие речевого слуха, памяти и мышления.

Воспитательные задачи:

– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
– воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, дидактические пособия «Цветик-самоцветик», «Разноцветные ромашки», «На полянке», сухой бассейн, магнитная доска, мяч, разноцветные конверты с заданием.

Ход занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

1. Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки».
(Создание эмоционально положительного фона. Выработка длительного плавного выдоха и направленной воздушной струи.)

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать около стоек, на которых закреплены бумажные бабочки.

Логопед. Весна заканчивается. Скоро наступит лето. Цветут цветы. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни.
Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочек, не надувая щёк, вытянув губы трубочкой.

Логопед. Правильно. Выполняйте упражнение. (Дети выполняют упражнение по 4-5 раз по команде логопеда.)

Логопед. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Посмотрите, что это у нас на доске?

Дети. «Цветик-семицветик».

Формирование лексико-грамматических средств языка Логопед. Правильно, а кто знает, почему он так называется?

Дети. У него семь лепестков разного цвета.

Логопед. Молодцы. Этот цветок непростой, в нём скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах, которые лежат у нас на столе. В этих конвертах различные задания. Конверт №1. Задание «Найди место».
(Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка звукового анализа слов.)

Логопед приглашает детей к столу, на котором стоит «сухой бассейн». В бассейне спрятаны плоскостные изображения насекомых.

Логопед. Опустите руки в бассейн и найдите там, что я спрятала.

Дети опускают руки в бассейн и достают оттуда плоскостные изображения насекомых. Логопед помещает на магнитную доску игровое поле.

Логопед. Кого вы нашли в бассейне?

Дети. Мы нашли насекомых.

Логопед. Вспомните их названия и определите первый звук в словах.

1-ый ребёнок. Жук. Первый звук Ж.

2-ой ребёнок. Стрекоза. Слово начинается со звука С.

Аналогично определяется первый звук в словах: муравей, шмель, муха, кузнечик, пчела, паук, бабочка.

Логопед. Хорошо. Конверт №2. Задание «На поляне».
(Совершенствование грамматического строя речи — использование предлогов В, НА, ПО, С, ПОД, НАД.)

Дети закрепляют изображения насекомых на игровом поле.

Логопед. Расскажите, где находятся насекомые?

1-ый ребёнок. Жук спрятался в чашечке колокольчика и выглядывает из неё.

2-ой ребёнок. Стрекоза сидит и качается на стебле колокольчика.

Аналогично составляются предложения про всех изображённых насекомых. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

Конверт №3. Задание «Разноцветные ромашки».
(Совершенствование навыка слогового анализа слов.)

Логопед на магнитной доске закрепляет три плоскостных изображения цветов.

Логопед. Эти ромашки называются «космея». Посадите на розовую ромашку тех насекомых, в названиях которых один слог (шмель, жук); на жёлтую — тех, в названиях которых два слога (оса, паук, пчела, комар, муха); на голубую — тех, в названиях которых 3 слога (бабочка, стрекоза, муравей).

Дети выполняют и комментируют задание. Конверт №4. Задание «Исправь ошибку».
(Развитие слухового внимания.)

Логопед читает «неправильные» предложения, дети замечают ошибки и произносят предложения.
- Бабушка летает около цветка. (бабочка)
- Пила летит и жужжит. (пчела)
- Лук ползёт по ветке. (жук)
- Воробей залез в муравейник. (муравей)
- Самовар укусил Машу. (комар)
- Коса больно ужалила Петю. (оса)
- Мохнатый хмель собирает нектар. (шмель)
- Коза ловит комаров и жуков. (стрекоза)
- Мура села на сыр. (муха) Конверт №5. Задание «Закончи предложение» (с мячом)
(Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами.)

Логопед приглашает детей пройти на ковёр, предлагает им встать в круг и берёт в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение».
- Майский жук большой, а божья коровка . . .
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы . . .
- У жука усы толстые, а у бабочки . . .
- У шмеля спина широкая, а у водомерки . . .
- Муравьи полезные, а мухи . . .
- Стрекоза умеет летать, а муравей . . .
- У бабочки крылья красивые, а у мухи . . .

Физкультминутка.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк и весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Полетали, полетали от усталости устали. Конверт №6. Задание «Расскажи рассказ».
Логопед читает рассказ.

КАК БАБОЧКИ ОТ ВРАГОВ ПРЯЧУТСЯ.

В лесу на поляне жили четыре бабочки. Одна белая, одна красная, одна жёлтая, одна чёрная. Раз полетели бабочки гулять. Летали, летали, играли, играли, вдруг видят, - летит чёрная большая птица. Испугались бабочки и стали прятаться.
Белая бабочка увидела белую ромашку, села на неё, сложила крылышки и стала незаметна.
Жёлтая бабочка нашла жёлтый одуванчик и укрылась на нём. Красная бабочка села на красную гвоздику.
Одна только чёрная бабочка не могла найти цветка. Летала-летала, искала-искала, нигде нет чёрного цветка.
Очень испугалась чёрная бабочка, что негде ей спрятаться. Вдруг увидела она сосну. Полетела к сосне, прижалась к тёмной коре и стала совсем незаметна. Так прятались бабочки.

Беседа по тексту.

- Как называется рассказ?
- О ком говорится в рассказа?
- Сколько бабочек было? Какие?
- Что случилось?
- Как прятались бабочки?
- Почему не смогла спрятаться чёрная бабочка?
- Где она спряталась?
Творческое задание.
- Где ещё могла спрятаться чёрная бабочка?
- Что могло случиться, если бы чёрная бабочка не нашла сосну?
- Придумайте своё окончание рассказа. Конверт №7. Задание «Кто лишний?»
(Развитие речевого слуха, памяти и мышления, развитие связной речи,)

Логопед. Я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы определите лишнее слово и почему.

Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, гусеница, жук, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.
Оса, шмель, овод, паук.
Муравейник, муха жук, пчела.
Бабочка, комар, воробей, жук.
Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.

Упражнение на релаксацию «Звуки лета»

Дети располагаются на ковре, логопед включает запись со звуками насекомых на летнем лугу. Дети слушают, называют, кого они услышали. Затем, дети закрывают глаза и на вытянутую ладонь логопед кладёт детям бумажные бабочки (сюрпризный момент).

Итог занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям высказать свои впечатления о занятии, рассказать, какое задание им было особенно интересно выполнять, затем оценить работу детей.

Автор: Баева В.А., логопед МДОУ детский сад комбинированного вида №116, г.Липецк

Материалы сайта: http://dohcolonoc.ru/