Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Перед логопедом и воспитателя речевых групп стоит общая задача — коррекция речевых нарушений, подготовка своих воспитанников к успешному обучению в школе, коррекция отклонений в развитии детей. Но никакая самая тщательная работа детского сада не будет достаточно эффективной, если семья, родители, не будут активно участвовать в воспитании своих детей.

Давно известно, что влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребёнка создают необходимые условия для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. 

Необходимо чётко определить, в чём заключается роль родителей в коррекционном процессе.

  1. Консультация и лечение ребёнка у специалистов. Логопед рекомендует: воспитателю важно убедить родителей необходимости лечения у невролога, психиатра. Лечение создаёт нам ту необходимую базу (улучшение памяти, внимания, коррекция поведения, улучшение процессов, связанных с мыслительной деятельностью, движения органов речевого аппарата), а для заикающихся — лечение невроза - основа заикания, без которых наша работа не будет давать максимального эффекта.
  2. Помощь в закреплении тех речевых умений и навыков, которые дети усвоили на занятиях. В основном это происходит в процессе выполнения домашнего задания по индивидуальным тетрадям.
  3. Постоянное внимание к речи ребёнка, исправление ошибок (фонематических, грамматических), развитие всех сторон речи детей (диалогической, монологической, описание, словарь, обучение пересказу и др.).
  4. Помощь в коррекции общей моторики и мелкой моторики руки. Давно замечено, что развитие речевых зон коры головного мозга тесно связано с развитием движений пальцев рук и кисти.
  5. Помощь в развитии внимания, памяти, мышления, т. е. Тех психических процессов, которые у детей с речевыми нарушениями оказываются тоже нарушенными.

Беседы с родителями логопед проводит ещё при отборе детей в специализированные группы ещё весной. Он объясняет, почему их детям необходима логопедическая помощь. Основная  работа с родителями начинается с начала учебного года. Традиционно сложились несколько форм работы с родителями детей, посещающих речевые группы:

Родительские собрания.

  1. Консультации для родителей.
  2. Открытые занятия для родителей, которые проводят логопед и воспитатель.
  3. Оформление специальных стендов по вопросам исправления нарушений речи, закрепление поставленных звуков в различных текстах, методические рекомендации по коррекции психического развития детей.
  4. Индивидуальные беседы с родителями.
  5. Новая форма — анкетирование родителей.

Первая встреча воспитателя и логопеда с родителями играет очень важную роль для всей последующей работы. От того, как будет идти разговор, зависит, наладятся ли в дальнейшем их сотрудничество. Поэтому первые две недели, дни пребывания ребёнка в речевой группе в начале учебного года имеет большое значение. От того, как воспитатель встретит нового ребёнка, поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям, какие впечатления принесёт ребёнок домой из детского сада, будет зависеть настрой родителей на помощь вам.

Воспитатель в первых встречах с родителями, как обычно, записывает сведения о них, узнаёт об особенностях поведения ребёнка, его возможных недомоганиях (сон, утомляемость, энурез, особенности при употреблении пищи и т. д.). Наши дети часто не могут быстро есть, медленно жуют, едят неаккуратно, иногда есть дневной энурез, плохо занимаются, неактивны, пассивны, не могут играть, общаться.

Первые встречи родителей с логопедом мы назначаем после предварительного обследования детей, в конце второй недели сентября, когда логопед уже имеет представление о тех дефектах речи, которые есть у детей. Этому есть свои причины:

1. Разное отношение родителей к нарушениям речи своего ребёнка.

а) Некоторые родители полностью отрицают наличие у ребёнка речевого недоразвития. Как правило, это бывает у отцов.
б) Другие же, наоборот, необоснованно беспокоятся по поводу умственного развития ребёнка и возможности обучения в массовой школе. Как правило, родители отмечают только неправильное произношение звуков и очень редко замечают другие нарушения.

2. Разное отношение к общему психическому развитию ребёнка и к своей роли по коррекции недостатков.

а) Полное отрицание своего участия в этой работе. Примерно так: «Вас поставили вы и учите».
б) Большое желание исправить все недостатки самостоятельно. Пример: «Как мне научить ребёнка говорить звук Р».
Вот примерно с такими убеждениями приходят родители на первую встречу. Всё это необходимо предвидеть логопеду и воспитателю и подготовиться к беседе.

Логопед определяет для себя цели беседы:

  1. Знакомство.
  2. Сбор анамнеза.
  3. Ознакомление родителей с результатами обследования детей.
  4. Первые задания родителей.

В первые две недели учебного года воспитатель также обследует детей по всем разделам программы. Большая часть детей, посещающие группы ОНР, не справляются с разделами программы и прежде, чем начать обучение, у таких детей необходимо восстановить пробелы в развитии этих детей.

Если мы с вами не убедим родителей в необходимости совместной работы, то многие наши усилия сведутся на «нет». Поэтому надо всегда помнить, что беседы с родителями надо всегда вести тактично, суметь заинтересовать их, вызвать беспокойство, ответственность. Логопеду часто достаточно записать на плёнку образец речи ребёнка и затем продемонстрировать её родителю.
Воспитатель должен знать, какие первые задания даёт логопед перед началом учебного процесса.

Сбор необходимых учебных принадлежностей (общая тетрадь, ручки, бумага и т. д.).

Важно логопеду и воспитателю убедить в необходимости консультации у врачей-специалистов (невролог, ЛОР, окулист и т. д.) Это та база, на основе которой ребёнок будет проходить курс обучения.

Учить выполнять первые задания, которые родители переписали в тетрадь:

а) задание по теме;
б) упражнения для развития мелкой моторики рук. Родительские собрания
Первое групповое собрание проводится у нас совместно с логопедом и воспитателями. Тема собрания: «Что такое ОНР? Результаты обследования детей. Задачи на 1 полугодие».

План собрания:

1. Сообщение логопеда:
- Что такое ОНР у детей 5-летнего возраста?
- Результаты обследования.
- Задачи работы логопеда и воспитателя, виды занятий.
- Роль родителей в коррекции речевого дефекта.

2. Сообщение воспитателя.

- Результаты обследования по разделам программы.
- Задачи коррекционной работы на 1 полугодие.
- О совместной работе воспитателя и родителей.
- Разное (Выбор родительского комитета, советы воспитателя).

Самое важное: в доступной форме раскрыть перед родителями основы отклонения в речевом развитии детей, показать степень отставания от нормы и необходимость в совместных усилиях в преодолении данных дефектов.

Следующее родительское собрание проводится в январе. Начинается оно с открытого занятия, которое проводит логопед, где наглядно виды итоги работы за 1 полугодие с детьми. Затем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего обучения.

Логопед рассказывает об успехах и о тех трудностях, которые возникают у детей. Воспитатель рассказывает об особенностях усвоения программы. Последнее родительское собрание проводится в мае. Тема его : «Итоги обучения за год».

План:

1. Сообщение логопеда.

- Итоги коррекционного обучения.
- Успехи каждого ребёнка.
- Рекомендации отдельным детям.
- Сообщение родителям о дальнейшем обучении детей (перевод в массовую или речевую школу, переход на второй год обучения).

2. Сообщение воспитателя.

- Итоги усвоения разделов программы.
- Рекомендации детям.
- Итоговое открытое занятие для родителей (воспитатель, логопед).

Консультации для родителей.

Ежедневно во второй половине дня логопед проводит консультации для родителей.

Тематика их разнообразна:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Как выполнять домашние задание.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Учите детей запоминать.
  • Чтение книг ребёнку.
  • Как следить за автоматизацией звука дома.
  • Речевые игры дома.
  • Обучение детей грамоте.
  • Словарная работа по темам.

Воспитатель также консультирует родителей по вопросам коррекции вторичных дефектов развития.

Тематика:

  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Как учить ребёнка лепить.
  • Как учить ребёнка рисовать.
  • Как учить ребёнка играть.
  • Как учить ребёнка считать.
  • Как выполнять задания в тетрадях.

Основные правила при проведении консультации:

Как можно больше наглядного материала.
Показ упражнений с ребёнком.

Консультации по развитию мелкой моторики рук.

Необходимо приготовить к занятиям: бусы, пуговицы с петлями, наглядные пособия по шнуровке, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструктор, цветные и простой карандаши, трафареты геометрических фигур и предметов, пластилин, ножницы, бумага, иголка с ниткой, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, куклы.

На первом году обучения в группе детей ОНР воспитатель проводит также занятия:

  • Одевание куклы.
  • Застёгивание и расстегивание пуговиц.
  • Шнуровка.
  • Работа с пластилином.
  • Физкультминутки для пальцев рук «Игры с пальчиками».
  • Обведение трафаретов: сначала простых геометрических фигур, затем сложных предметов.
  • Работа с ножницами. (Учим вырезать фигуры.)
  • Нанизывание бус.
  • На втором году обучения в группе детей с ОНР:
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук.
  • Обводка трафаретов, штриховка их в разных направлениях, затем рисование простых предметов по точкам.
  • Кривулечки.
  • Выкладывание из палочек разных фигурок.

Примерные страницы стенда.

  • Режим дня.
  • Что должны знать и уметь дети к 6 годам.
  • Расписание занятий.
  • Материалы по разным разделам воспитания (труд, эстет.).
  • Объявления.
  • Что такое общее недоразвитие речи.
  • Как обучать грамоте детей подготовительной к школе группе.
  • Пальцы помогают говорить.
  • Задания на дом.
  • Разные темы. («Хорошо ли быть левшой? Повторите с детьми и т.п.».).

В разделе «Объявления» помещаются время, дата родительских собраний, консультаций, открытых занятиях. Можно вместо стендов оформлять ширмы, обычно из пяти частей, Стенды и ширмы располагают в приёмной комнате. Опыт показывает, что для родителей, которые спешат, этого недостаточно. Желательно иметь готовый печатный текст (копия материала стендов) с определёнными заданиями и давать его на дом.

Индивидуальные беседы с родителями.

  • Мы будем говорить здесь о тех беседах, которые непосредственно касаются коррекционной работы.
  • Следует иметь в виду, что основная учебная работа, коррекционная работа ведётся логопедом. Многих родителей волнует вопрос о готовности ребёнка к обучению в школе. В спорных случаях, трудных случаях, когда ребёнок не усваивает программу обучения или усваивает её с большим трудом, воспитатель вместе с логопедом может только посоветовать в каком типе учебного заведения сможет учиться ребёнок. Решение о направлении ребёнка в специальную школу выносит только ЦПМПК, на которую воспитатель и логопед предоставляют характеристики на ребёнка, его работы по ИЗО, обучению грамоте.
  • Беседа по этому вопросу должна вестись очень тактично, доброжелательно. Убедить родителей привести ребёнка на ЦПМПК бывает нелегко. Как правило, умственно отсталые дети, неэмоциональны, пассивны, не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками.
    Но и дети с ОНР тоже могут быть пассивны, не умеют играть в игрушки.
  • Однако при правильном педагогическом воздействии эти недостатки сглаживаются и после определённого времени такой ребёнок существенно продвигается в своём развитии.
    Вышивание на бумаге по контурам (со второго полугодия).
  • Продолжение работ с пластилином, ножницами. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Сначала развивают движения с крупными предметами, затем с мелкими. В первую очередь нужно обучить ребёнка правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их. Полезно учить ребёнка перекладывать предметы с одного места на другое (раскладывание предметов на листе плотной бумаги, ориентируясь на контуры предметов). Для развития мелких движений раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, семян) по небольшим коробочкам; нанизывание бус, пуговиц, колечек на нитку. Хорошо укрепляет мышцы рук сжимание резиновой губки, мяча.

Необходимо проводить эти занятия в игровой форме.

Подробнее познакомиться с пособиями можно в книге «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников». Можно использовать теневой театр.

Консультации по обучению лепке, рисованию.

Основные требования: воспитатель должен показать, что не надо ребёнку говорить: будем заниматься. Надо с ребёнком играть.
Воспитатель должен показать, как в игре ребёнок добивается тех же результатов, что и при обучении на занятиях.

Консультации по домашнему обучению.

В конце недели логопед даёт задание на дом (отдельных листах). Детям на выходные дни выдаются тетради. Воспитатель должен объяснить, как выполнять задание, что нужно нарисовать или наклеить. Следить, чтобы родители брали домой тетради и выполняли домашние задание. Если же родители не выполняют задание, то выполнят домашние задание воспитатель с ребёнком.

Оформление специальных стендов.

Воспитатель вместе с логопедом оформляют уголок для родителей.
Важно уметь отличить умственную отсталость от ОНР.
Если в течение всего периода обучения педагоги и родители работали в тесном контакте, то, как правило, проблем с направлением ребёнка на ЦПМПК не бывает.
Таким образом, контакт с родителями, умение включить их в работу по воспитанию и развитию детей имеет огромное значение в коррекции психического и речевого развития детей.

Список литературы:

  • Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Кузнецова Г.В., Доронова Т.А. / Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005.
  • Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями. М., 2005.
  • Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2000, N2, с.44-49.
  • Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание N1, 2004.
  • Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980.

Автор: Баева В.А., логопед МДОУ детский сад комбинированного вида №116, г.Липецк.

Материалы сайта: http://dohcolonoc.ru/  

 
Copyright © 2011-2016 Детский сад №30 "Сосенка".
Go to top