Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Тема: «Путешествие в царство птиц»

 

Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах, совершенствование речевых способностей детей с ОНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц;

- способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы;

- активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;

- развитие связной грамматически правильной монологической речи с помощью мнемотехники.

Коррекционно-развивающие:

- развитие координации речи с движением;

- развитие внимания; развитие мышления через сравнение птиц;

- развитие памяти (заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц);

- развитие мелкой моторики рук («Пальчиковая гимнастика»).

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитание заботливого отношения к птицам;

- воспитание чувства любви к родной природе;

- обогащение духовного мира детей;

- приобщение детей к русской национальной культуре;

- поощрение активности и самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки птиц; мнемотаблицы для составления рассказов-описаний синицы, снегиря, дятла; карточки для сравнительного описания птиц; мнемотаблицы к стихотворению «Декабрьское», М. Пляцковского «Снегирь»; аудиозапись голосов птиц; зонт для имитации кормушки; разноцветные шапочки для пальчиковой гимнастики на каждого ребенка; шапочка синицы; шапочки снегирей на каждого ребенка; призы-фотографии птиц; карточки с буквами для запоминания плана ответов.

Интеграция задач образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Познавательное развитие:

1. Формирование представлений о богатстве и разнообразии птичьего мира.

2. Развитие любознательности детей.

Речевое развитие:

1. Обогащение и активизация словарного запаса по теме: «Зимующие птицы».

Развитие образной речи:

- поговорка «Мудрая, как сова»;

- образные сравнения: «грудка алая, как румяное яблоко», «красное оперение, напоминающее берет», «в розовой жилетке», «в шапочке атласной», «синичка акробатка».

2. Развитие грамматического строя:

- предложно-падежные конструкции;

- согласование существительных с прилагательными;

- формирование умения составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

3. Развитие связной диалогической и монологической речи.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения М.Пляцковского, А.Яшина, З.Александровой.

2. Привлечение внимания детей к красоте мира птиц.

Физическое развитие:

1. Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья с помощью проведения пальчиковой гимнастики, динамической разминки под музыку.

Методы и приемы:

- Наглядные (рассматривание картин птиц в детских книгах, энциклопедиях).

- Словесные (организация диалога на тему, рассказ учителя-логопеда, составление рассказов по памяти).

- Наглядное моделирование.

- Здоровьесберегающие (совершенствование артикуляционной, мелкой моторики пальцев рук, общую моторику, интонационную выразительность, чувство ритма.

- Развивающий (коррекция речи детей с ОНР).

Ход занятия по развитию связной речи детей старшей группы с ОНР 

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в одно царство. Отгадайте загадку и узнаете чье это царство.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Нас зимою покормите

Дети кто мы? Назовите.

(Птицы.)

Логопед: Дети, каких птиц можно встретить и зимой, и летом?

Дети: Зимующих птиц можно встретить и зимой, и летом.

Логопед: Назовите зимующих птиц.

Дети: Снегирь, синица, воробей, и др.

II. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Логопед: Какая птица лишняя и почему? Ласточку можно увидеть зимой?

Дети: Нет, потому что она относится к перелетным птицам.

Логопед: Правильно, ребята, мы с вами отправляемся в царство птиц. Нас ждут большие приключения и встречи. Много интересного можно там узнать:

- как птицы живут-поживают, (Выставляется карточка с буквой «Ж».);

- как птиц зовут-величают, (Выставляется карточка с буквой «З».);

- чем они отличаются друг от друга (Выставляется карточка с буквой «Ч».);

- все ли птицы песни петь умеют (Карточка со скрипичным ключом.);

- кто у птиц наряднее одет – папы или мамы, (Картинки птиц.);

- как помочь птицам надо (карточка с буквой «К».).

Вместе с нами полетят свиристели-птицы с красивыми хохолками. Посмотрите, кто летит к нам. Белый голубь – символ мира передал нам грустное известие. Оказывается, царство птиц заколдовал злой волшебник. Расколдовать его может тот, кто все знает о птицах. Поможем расколдовать, ребята?

Дети: Да, поможем.

III. Дидактическая игра «Угадай, чей голос»

Звучит аудиозапись пения снегиря.

Логопед: А вы умеете различать голоса птиц? Послушайте, кто это поет?

Дети: Снегирь.

Логопед: На что похожа песня снегиря?

Дети: Песня снегирей похожа на тихий звон колокольчиков.

Демонстрируется схема описания снегиря.

Логопед: Что это, ребята?

Дети: Это схема.

Логопед: Для чего она нужна?

Дети: Схема нужна, чтобы все рассказать по порядку, ничего не забыть.

Дети рассказывают о снегире.

Рассказ – описание «Снегирь» по мнемотаблице

Слово снегирь начинается с буквы «С». У него ярко алая грудка, как румяное яблоко. Снегирь – зимующая птица, прилетает с первым снегом. Эту птицу хорошо видно на фоне белого снега. Питается он ягодами рябины. Любит арбузные семечки. Он очень доверчив, быстро привыкает к человеку. Его называют рыцарем. Как бы ни был голоден, снегирь всегда уступит корм подружке.

Логопед: Ребята, кто наряднее в птичьем царстве папы или мамы?

Дети: Наряднее папы.

Логопед: Какое оперение у Снегиря-папы и Снегиря-мамы?

Дети: У Снегиря папы брюшко и грудка ярко-красные, а у Снегиря-мамы серовато-розовые.

Логопед: Отгадайте, кто живет в этом царстве.

Кто там прыгает, шуршит.

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поет со свистом?

(Клест.)

Логопед: Зачем клесту нужен такой клюв?

Дети: Своим клювом клест достает семена из шишек.

Логопед: Когда клест выводит птенцов?

Дети: Клест выводит птенцов зимой.

Открывается картинка в царстве птиц.

Логопед: Послушаем голос еще одной птицы.

Звучит стук дятла. Выставляется схема описания дятла. Дети рассказывают о дятле.

Рассказ-описание «Дятел» по мнемотаблице

У дятла длинный и крепкий клюв. На голове у него красное оперение, напоминающее берет. Хвост мощный. Когда дятел сидит на дереве, он упирается хвостом о дерево и сидит, как на стуле. Дятла называют лесным доктором, потому что он лечит деревья. Он относится к зимующим птицам. Питается он семенами шишек и насекомыми.

Логопед: Послушайте голос еще одной пернатой.

Дети отгадывают голос синицы.

Логопед: Раз, два, три, в синичку превратись.

Девочка надевает на голову шапочку синицы.

Рассказ-описание «Синица» по мнемотаблице

Я синичка, веселая птичка, живу в лесу, но в сильные морозы прилетаю поближе к дому. Грудка у меня желтая, спинка зеленая, черненькая шапочка и полоска галстучка. Люблю клевать зерно, несоленое сало, семена дыни, крошки хлеба, только не черного. К весне из 10 птичек выживает только 2.

IV. Пальчиковая гимнастика

Логопед. Как нужно помогать птицам? Что нужно мастерить?

Дети: Кормушки.

Дети садятся на ковер. Педагог открывает большой зонт, имитирующий кормушку.

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели (Желтые шапочки надевают на пальчики.)

А во вторник - снегири, ярче утренней зари. (Красные шапочки.)

Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду. (Черные шапочки.)

А в четверг со всех краев - стая жадных воробьев. (Коричневые шапочки.)

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей. (Белые шапочки.)

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний-

Путешественник – скворец, вот и песенке конец.

(З.Александрова.)

V. Физкультминутка

Звучит музыка. Дети надевают на голову шапочки снегирей.

Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы)

Распушили перышки, (частое потряхивание руками)

Греются на солнышке (хлопок по бокам)

Головой вертят, (по 2 поворота головы)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели! (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью, за метелью!

VI. Сравнительное описание птиц

Логопед: А вы знаете, ребята, кто в Царстве птиц заслуживает корону по смекалке, по уму, значит?

Дети: Ворона.

Логопед: Орнитологи – ученые, которые изучают птиц, разгадали язык этой птицы. Когда ворона произносит «Кар» один, 2 или 3 раза, это значит, что у нее все в порядке. А если она скажет «Кар» четыре или пять раз, это знак того, что она встревожена. А уж если прокаркает 6 раз подряд – это сигнал тревоги, бедствия, крик о помощи!

Вороны очень умные птицы, много думают, сравнивают, но злой волшебник заколдовал ворону с воронятами. Давайте им поможем. Что общего и чем отличаются?

На столах у детей карточки с парами картинок.

ВОРОБЕЙ и ВОРОНА; СНЕГИРЬ и СИНИЦА;

СВИРИСТЕЛЬ и ЗЯБЛИК; ВОРОБЕЙ и ГОЛУБЬ.

Дети сравнивают птиц, опираясь на пиктограммы.

Ворона и сорока

Ворона и сорока обе зимующие птицы, крупные. Голова, перья, хвост черные у вороны и у сороки. Отличаются пением. Ворона каркает, а сорока трещит. У сороки белая грудка, а у вороны серая. Обе хищные птицы. Могут украсть чужие яйца, схватить зайчонка, мышь, птенчика.

Дети различают голоса вороны и сороки.

Зяблик и свиристель

Зяблик – перелетная птица, а свиристель – зимующая. У зяблика яркое оперение, а у свиристели скромное.

Синица и снегирь

Снегирь малоподвижный, а синичка – акробатка, настоящая спортсменка! У снегиря алая грудка, а у синички – желтая. Снегирь любит ягоды рябины, а синичка – сало, семечки.

Воробей и голубь

Воробей и голубь – зимующие птицы. Воробей маленький, а голубь – крупная птица. Воробей чирикает, а голубь воркует. Отличаются оперением. У воробья коричневая спинка, а голубь сизокрылый.

VII. Пальчиковая игра «Покормите птиц» (А.Яшин)

Покормите птиц зимой, (Изображают как сыплют крошки.)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны.)

К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют остальными машут, как крыльями.)

Стайки на крыльцо (Кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома.)

Сколько гибнет их, не счесть, видеть тяжело (Держатся за голову и качают ей.)

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руку к сердцу.)

И для них тепло (Обнимают и гладят себя.)

Приучите их в мороз к своему окну (Соединяют руки кольцом над головой.)

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. (Пальцы щепоткой открывают и закрывают клювики.)

VIII. Чтение стихов по мнемотаблицам

Логопед: Ребята, в птичьем царстве осталась заколдованной последняя птица. Кого из пернатых называют самой мудрой? Даже есть такая поговорка: «Мудрая, как…»

Дети: Мудрая, как сова.

Логопед: В сказках, в мультфильмах сова всегда все знает. Почему она все знает?

Дети: Потому что она много читает.

Логопед: Правильно, совушка-сова много читает и поэтому знает много рассказов и стихов. Если мы прочитаем стихотворение М.Пляцковского «Птичьи наряды», то спасем совушку-сову.

1 ребенок рассказывает стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

Снегирь сидит на ветке в розовой жилетке

А дятел в ярко-красной шапочке атласной

Вдали мелькают сойки, синие ковбойки

И даже мухоловки имеют обновки

Лишь соловей, ребята, одет небогато,

Но кто его осудит, тому он петь не будет.

Логопед: И еще одно стихотворение «Декабрьское» тоже расскажем по схеме.

2 ребенок рассказывает стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

В декабре метели пели, прилетели свиристели

На рябине ночевали, всю ее переклевали

А за ними снегири 33 и 33

Дверь тихонько отвори, вон их сколько, посмотри!

Вечереет. На заре птицы снова на дворе.

Прилетайте поскорей, с вами зимы веселей!

IX. Итог занятия

Логопед: О чем мы сегодня говорили на занятии?

Педагог показывает карточки с заглавными буквами, а дети отвечают.

«Ж» – как живут, поживают птицы.

«З» – как зовут – величают.

«Ч» - чем питаются.

Пиктограмма «Ноты» - все ли птицы песни петь умеют.

Пиктограмма «Птица-папа и птица-мама» - одинаково ли одеты папы и мамы.

«К» - как помогать птицам.

Логопед: Что вам больше всего понравилось?

В благодарность за то, что вы спасли птичье царство от злого волшебника, птицы прислали вам свои фотографии. У вас в группе будет фотоальбом.

 

Литература:

1. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. -СПб.: Светлячок», 2000.-112с.

2. Несмеянова М.А. Здравствуйте, птицы. - М.: Наука, 2003.-64с.

 

Автор: Трубицына Наталия Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №8 г. Липецка/

По материалам сайта:  Дошколенок.ру

 
Copyright © 2011-2016 Детский сад №30 "Сосенка".
Go to top