Обучение детей правилам дорожного движения, направления и методы работы по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности

 

Внимание к детскому дорожно-транспортному травматизму не ослабевает на протяжении последних десятилетий. 

Цель и задачи работы по формированию у дошкольников  знаний о правилах дорожного движения

Цель: формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Охарактеризовать сущность и структуру культуры безопасности и возможности ее формирования у детей дошкольного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности;
  2. Определить организационно-педагогические условия и развивающую среду формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.
  3. Разработать содержание, формы и методы, обеспечивающие формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
  4. Определить уровни сформированности основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.
  5. Подготовить научно обоснованные методические рекомендации для воспитателей и родителей, по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.

Этапы работы по формированию у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения

Накопление материала по данной проблеме проходило в три этапа:

Первый этап – теоретический анализ научных исследований. В результате определилась тематика исследуемой проблемы;

Второй этап – поиск образовательных методик по формированию знаний по правилам дорожного движения, осуществление диагностических срезов и создание предметно-развивающей среды;

Третий этап – диагностирование, срезы и оформление результатов исследования.

Направления работы по формированию у дошкольников знаний о ПДД в соответствии с ФГОС ДО

Формирование навыков осознанного безопасного поведения на улице в специально организованной деятельности.

Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию безопасного поведения.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) при формировании навыков безопасности дорожного движения.

Формирование навыков осознанного безопасного поведения на улице в специально организованной деятельности.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

В целом проведение образовательной деятельности с дошкольниками должно предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

Основные из них:

  • умение вовремя замечать опасные места,
  • приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта;
  • умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
  • знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
  • понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка) ;
  • понимание потенциальной опасности транспорта.

Методы и приемы по обучению детей правилам дорожного движения

Наглядный метод: показ игрушек, показ картин, иллюстраций, фотографий, показ способов выполнения заданий.

Словесный метод: объяснение, пояснение, указание, вопросы к детям, чтение художественной литературы.

Игровой метод.

Практический метод: создание продуктов детской деятельности на тему, создание проектов.

Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию безопасного поведения.

Развивающая среда – это дидактические, наглядные материалы, которые находятся в распоряжении воспитанников. Их назначение привлечь внимание ребенка и побудить его к самостоятельному поиску информации по обсуждаемой теме.

Кроме того, к развивающей среде можно отнести и речь педагога, который общается с ребенком. Образец правильной, грамотной речи, который постоянно присутствует в жизни воспитанника, является важным стимулом к усвоению нового материала.

Взаимодействие с родителями.

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ – работа с родителями. Задача педагога - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, разнообразить формы работы с родителями, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей.

Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.